Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

ДЕЛЬФИН И РУСАЛКА-2

Начало

VIII

Мне трагический образ Ивана Бездомного всегда напоминает о судьбе несчастного ребенка - вообще, революционеры всегда и везде вообще Специализируются на детях, просто паталогия какая-то - дофина Луи-Шарля Бурбона.

Восьмилетний сын казненных короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты провел в Тампле несколько лет, где ребенку наливали в воду вина, приводили проституток, и били. После - отдали на воспитание в семью ремесленника-алкоголика, чтобы, значит, вырастить настоящего трудящегося. В приемной семье затравленного мальчишку продолжили лупить смертным боем (посмертный осмотр показал следы от побоев на всем теле), заставляли бухать - насильно вливали вино в чудовищных количествах - и ругаться матом. Пацан не сломался, и на вопрос скотины-сапожника, что сделает, если роялистское восстание в Вандее победит, ответил:

- Я тебя прощу.

А когда ему предложили встретиться с Робеспьером - реворлюционеров прижало, нужно было договариваться, создавать запасные аэродромы, а в такие моменты все реворлюционеры очень гуманны - ребенок отказался встречаться с убийцей родителей. Даже за спасение. Из принципа. Вот случай, когда словосочетание беспримерное мужество значит всего лишь - беспримерное мужество.

Для сравнения: почитайте письма из тюрем СССР, что старые большевики - взрослые блатные - писали товарищу Сталину. Это памятник трусости и низости, подлости и малодушия. Один из чуваков дошел до того, что стал клянчить у Кобы вместо расстрела чашу морфина (чтоб не больно! только чтобы не больно! я вас умоляю!).

От скотов к человеку. Австрийскому посланнику разрешили посетить будущего пролетария Луи Шарля, и гость оказался шокирован тем, что девятилетний мальчик, воспитанный быть королем, чудовищно ругался, будучи страшно пьяным. Потом забрали и приемных "родителей", и Луи, завшивленный, в одиночке без света, умер в на шконке от голода, побоев, туберкулеза, ну и немножко яда.

Вот такие мля fraternité и, на ха, égalité

... О чем эта история? Она о том, что из любого Бурбона можно в считанные годы сделать Бездомного, а из любого Бездомного - Бурбона. Вопрос только, в чьих руках вы окажетесь.

Гадина с черной душой и грязными руками, Берлиоз, вместо того, чтобы объяснить, как важно стричь ногти, читать книги, не плевать на асфальт... наливает сопляку стаканчик водки, и предлагает харкнуть в икону. А ведь икону уважать нужно даже не столько из-за религиозных убеждений. Во-первых, это "арт-объект". Во-вторых, предмет, который стоял в углу комнаты твоих предков 300 лет. Верить не обязательно, а уважить уважь. Ну, уж точно не плюй. Ты не в икону, дурак, плюешь, ты себе в рожу плюешь.

Ну а поскольку речь о литературе, перед нами просто-напросто метафора. На лавочке на Патриарших Булгаков разговаривает с народом России.

И сразу же говорит, что предавать - очень, очень нехорошо.

Причем говорит даже не с Берлиозом, с которым все понятно и который сам себя обрек. Хотя пару слов - пророческих - Воланд, конечно, бросает и подлецу Берлиозу, чья голова скоро покатится по мостовым ревущих 37-хх. При этом обратите внимание, что Берлиоза не просто казнят. Скотину Гильотинируют, причем делает это молодая комсомолка. По сути, состоялась революционная казнь.

Но главный объект внимания автора - отеческого, любовного внимания, - это Бездомный.

Булгаков говорит с молодым поколением, чьи отцы и деды были безжалостно вырезаны, которое нарядили в ковбойки и велели ходить строем, оплевывая могилы предков. Да, Бездомный сейчас - именно что бездомный. Неужели непонятно, почему у персонажа такая фамилия? А имя? Все на ладони.

Иван Бездомный - русский без родины.

Человек, лишенный отечества, земли, культуры. Это ребенок Росии, чьих родителей казнили, и которого отдали на воспитание рабам. Плохонький, сбитый с толку, запутанный, хулиган, хам, но СВОЙ. И Булгаков не отказывается от него, как отказался высокомерный Набоков. Булгаков верит, что орешник зазеленеет. Пускай Бездомный пока Булгакову хамит, дерзит, но сам он в глубине души боится - у него нет под ногами почвы, под его стенами нет фундамента, он дезориентирован. Бездомный - просто напуганный ребенок, которого посадили в барак девятилетним, и который не помнит ни семьи, ни очага.

И Булгаков, не раздражаясь, говорит Бездомному - мальчик, бедный мой мальчик, все было не так, тебя обманывают. Ты в грязи, в пороке, и унижен, но ты не такой, как они и ты можешь быть лучше. В белом плаще с кровавым подбоем… Нет греха хуже предательства… Ты не такой, ты лучше, ты лучше, ты лучше.

И Бездомный становится лучше.

IX

Булгаков-Воланд, приехавший в Москву вершить суд, дает каждому по вере. При этом единственный персонаж, который не подпадает под, скажем так, краткосрочные штрафные санкции, это Понтий Пилат. Он получает пожизненное. Почему? Ведь, отличие от 95 процентов персонажей романа, Пилат - не предатель сознательный. Да, он поддался трусости, но, поступив подло, испытывает угрызения совести. Другие - образцовые мещанские гадины - действуют на уровне амфибий. Холодно, уполз, тепло, приполз, захотел - посрал, захотел - съел кого-то. А чего такого-то. "Всем жить-то надо. Все ради детей". Но прощают их всех и даже подлецу Бурлиозу, растлевавшему детские души, даруют небытие. То есть, тот самый вечный покой, о котором мечтал Мастер. И Воланд- Булгаков и хотел бы дать свободу Пилату, да не может. Почему? Все очень просто.

Понтий Пилат согрешил пред Христом и одним только Христом судим и оправдан будет. Власть же Воланда-автора простирается далеко, но она не безгранична. даже в рамках романа, мира, который сам автор и создал.

Шутник, балагур, умница, человек, без сомнений, очень светский, Михаил Афанасьевич склонялся перед Богом в Сыне.

X

Небольшое стихотворение.

... Белая гвардия
Полковник Най-Турс
У пана украинца
Отклеился ус
Наглая, хамская, пьяная, дерзкая
Рожа оскалилась австро-венгерская
Перстень в кулак заверните, полковник
Хрясь по зубам. Получи, уголовник!
С отмашкой еще раз - в ухо и в рыло
Так чтобы в косточках пальцев заныло
Слава империи, слава России
Где-то на улице заголосили
Это украинец пан торжествует
Отрядов московских при виде ликует
Он ведь другой налепил себе ус
Не обольщайтесь, полковник Най Турс!
Хороший, плохой, за москву, за варшаву
Бог разберет кто левый, кто правый
Зверь выбирается дикий из клетки
Не убирайте палец с гашетки
Ровно стучит в переулке Максим
С нами Господь
Сим победим

Я вновь позволил себе привести свое стихотворение. Это, конечно, не поэзия, а развлечение. Но очень характерное. Всякий, кто любит читать - автор этих строк относит себя к любителям чтения - любит и Булгакова. Кто любит Булгакова, любит "Белую Гвардию", а кто любит "Белую Гвардию", любит полковника Най-Турса.

За что?

Может, за храбрость? Но в "Белой Гвардии" храбры все. Даже Елена слабая женщина, храбра, не покидая свой разрушенный дом в самые страшные бури. Как хранитель маяка, стоит она на скале посреди бури и машет огнем, в надежде спасти - сыновей, братьев, мужей, любимых. Это подвиг русской женщины, которая не предала своей страны, своего народа, в то время, как Берлиозы из Российской Империи, где им дали не всё, но ВСЁ, скакнули за пайкой.

Мы любим Най-Турса за верность.

Единственный, кто не предал юнкеров  и до последнего защищал их от дебилов-самостийников и погромщиков-зробитчан. Олицетворение русской чести. Кстати, у полковника бабушка из диноза... из татар. Так что Най-Турс вполне мог бы организовать какую-нибудь Литовско-татарскую республику и провести там геноцид русских. Ему бы за это сейчас поставили в РФ памятник, как Маннергейму. Или сколотить Крымскую татарскую автономию-2, с шальварами, рынком рабов и...

Но полковник Най-Турс не предает. Он погибает, спасая десятки русских юношей.

Краткое содержание романа "Белая Гвардия" - "Будь верным, не предавай".

Они и и не предают. Ни один из героев "БГ" - от смешного студентика Николки до матерщинника и бабника Карасика - не согрешил предательством. В меловом круге, очерченном в храме дома, семья Турбиных держится за руки. Верные себе, своей стране, культуре, семье, они сомкнули строй, пока вокруг носятся на метлах безумные вукраинские панночки. Предай, напяль шальвары, помычи на мове, убей, укради, поступи подло.

Турбины держались до последнего.

И это такой же подвиг, как гибель спартанцев Леонида или смерть мужественного мальчика, обезумевшего от побоев и голода, в Тампле.

XI

Конечно, нашлись и предатели.

Думаю, не в силу какой-то особенной подлости, а как раз по причине чрезмерного благополучия. Хотелось ЕЩЕ. Так, например, был один писатель, который жил, как граф, не будучи графом. Я почему о нем вспомнил - речь шла о Зощенко как прототипе Бегемота - а в  книге этого писателя другие русские писатели были представлены в виде персонажей. В "Золотом ключике" Толстого, как известно, Мейерхольд выведен в качестве Карабаса, Менделеева - Мальвиной, Блок - Пьеро и т.д. Это, разумеется, не цель - вспомним Сикстинскую капеллу - но характерно, как показал Бегемота Булгаков, и как Толстой - Пьеро...  

Мне кажется, Булгаков и Алексей Толстой вполне могут быть включены в раздел "антонимы" русского словаря. Два русских человека, оказавшихся в одних и тех же обстоятельствах явили миру: Булгаков - пример беспримерного мужества, А. Толстой - невероятной подлости.

Булгаков заступился за оболганную и уничтоженную Россию в "Белой Гвардии" и напомнил, что русские жили и погибали с честью.
Толстой подтолкнул упавших в "Хождении по мукам" и с хохотом помочился на трупы - в финальной сцене его “романа”  русские офицеры и интеллигенты“с восторгом слушают речь Кржижановского о плане ГОЭРЛО”
Нищий и затравленный Михаил Афанасьевич чокается с гостями водой. "Простите, мне нечем вас угостить".
Толстой с рожей порося позирует на фоне порося в 1940-хх годах (в 1939 прошел голод в Малороссии, вот-вот начнется война, и жрать нечего станет всем).

Это нас возвращает к важнейшей проблеме сегодняшнего  дня.

Недавно сектанты РФ отметили 100 летие печальной даты, которая к счастью, от нас все дальше. Любой, кто прочитал хотя бы пару книг о Французской революции знает, что ее делали даже не буржуазия, - которая сидела, и не кашляла - а крупные собственники и приближенная к престолу аристократия. То же самое случилось в РИ. Никакой "народ" и рядом не стоял ни с Февралем, ни с Октябрем. Если человек утверждает обратное, он или идиот, как литератор Прилепин, или идиот на зарплате, как литератор Лавлинский.

Значит ли это, что мы должны перерезать глотки всем несчастным русским, которые верят, что краснознаменный ИГИЛ принес нам электрикфикхатцыю?

И тут мы возвращаемся к потрясающему примеру данному нам Михаилом Афанасьевичем. Можно сказать, к его завещанию.

Любой, даже левых взглядов, русский - если это не дурачок на зарплате - пусть даже самый глупый, затюрканный, зазомбированный, с ломанной-переломанной психикой, это СВОЙ. Это наш Иван Бездомный. И это не для него пролила масло Аннушка. Его надо лечить. Помогать, образовывать. Он станет профессором. Он не будет материться. Он будет порядочным.

Его надо спасать, а не топить.

XII

Одна из версий, которая, на мой взгляд, критики не выдерживает - и потому о ней очень коротко - будто Булгаков описывал компанию Воланда, как дьявольскую советскую власть. Мол, Воланд это справедливый в чем-то вождь, что спешит творить зло во благо, чтобы, значит, не обгадиться к пятой пятилетке. Но ведь советские в романе - неважно, следователи, рестораторы, литераторы, мещане - на большее, нежели роль мелких чертей и персонажей фельетона, не претендовали.

Булгаков с юмором относится к советской власти, а смех отметает всякий серьезный подход.

Так, на встрече с читателями в Варьете Булгаков в два щелчка показывает, что люди они и есть люди, и ничего коммунисты сделать с этим не смогли: и 30 лет спустя после захвата России красными фараонами женщинам хочется надеть красивое платье и обольстить, мужчине - увидеть женщину в красивом платье и обольстить. Забавная деталь - к концу представления Гелла, обслуживающая дам, переходит на французский язык, и автор добавляет что " ее понимали даже те, кто не знали по-французски ни слова".

Ну, то есть, многие еще Помнили.

(Сцена в Варьете, кстати, оказалась пророческой. В 1991 году людям сказали, что гастролеры уехали. Люди выстроились в очереди за едой и вещами. За ссср не вступился никто.)

XIII

Перед тем, как закончить, я бы вновь хотел вернуться к "Белой Гвардии". Многие не понимают, почему ее так любил Сталин. Есть версия, что за художественную убедительность. Но Сталин в литературе не понимал ничего. Он писал идиотские заметки на полях, материл настоящих писателей и хвалил всякий навоз.Может, Сталина тянуло на "Дни Турбиных" по тем же причинам, по которым Тамерлан возил за собой султана в клетке? Нет, дело вовсе не в торжестве победителя. Никаким победителем Сталин не был. Это ничтожество, от испуга усравшееся на даче до инфаркта, и закончившее свои дни парализованным телом под ногами вчерашних рабов.

Так в чем же было дело?

А в тяге к хорошему, в тяге к добру и счастью, которую не избежать  даже уголовнику.

Сталин приходил в театр, и смотрел на русских людей Турбиных. Они манили его потому что были настоящими: умными, добрыми, честными и- внимание - ВЕРНЫМИ. В СССР верных людей не было. Там за верность били по почкам Отказывались все - и отказывались от всего. А вот Турбины не отказались. В то же время, Турбины были уже на сцене, и потому для Сталина уже неопасными. Жалел ли он о том, что таких, как Турбины, вырезали? Хотелось ли ему хоть раз в жизни побыть с людьми, которые не предадут?  

Мелкий рябой черт возвращался к "Турбиным", как к платку.

XIV

... если бы в 20 веке у России был девиз, он звучал бы так.

"Предательство".

В 20 веке добрые люди с Россией сделали то же самое, что с неким философом из Назарета - сначала хорошенько избили, после допросили с пристрастием, и, предварительно бичевав, распяли. Лучшие люди России в это время оцепенело  смотрели на происходящее, вроде бы, все понимая, но ничего не делая. “Гражданская война” - иностранная оккупация России в пользу кочующих банд венгро-чешско-латышско-грузино-китайско-местечковых налетчиков, от которых остервенело отбивалась горстка Най-Турсов,  при сотне миллионах русских…  севших дома. “Навоевались”, “все наладится”.   Предали страну и, значит, сами себя. Да, руки помыли, но этот символический жест никакого утешения не принес. Когда поняли, что случилось и ужаснулись, оказалось поздно - да и вырезать стали под корень. И вот, немногие уцелевшие русские сели на террасе под Луной, чтобы навечно застыть, и бормотать что-то, глядя в пропасть.

Что нам снится?

Возможно, что мы идем по лунной дороге, и с нами идет спокойный, улыбчивый человек, удивительно похожий как на распятого философа, так и на последнего русского императора.

- Боги, боги, – говорим мы – какая пошлая казнь! Но ... ведь ее не было! Молим тебя, скажи, не было?
– Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – вам это померещилось.

Время летит и люди вспоминают годы, как один миг, и это не речевой оборот, а факт, известный каждому, кто прожил больше тридцати лет. Прошлое это всегда то, что было, и чего не было. 70 лет безумия, из которых первые 35 лет прошли в пол-потовской мясорубке, а следующие - в гниении тел убиенных- не было, потому что оно закончилось.

Вполне возможно, что мы освободились от прокисших в своем трупном яде большевиков еще и потому, что за нас где-то уже попросили. Сделали это, несмотря на тяжкий грех, все те, кого мы предали, и с кем мы так стремились поговорить все эти годы. Был среди этих людей и Михаил Афанасьевич Булгаков. И благодаря ему, сохранившему для нас живую русскую речь и значение слова "верность", текст мы свой можем окончить одною фразою.

Свободны! Свободны!

КОНЕЦ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →