Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

Category:

Мыкола Франкенштейн

Вступление

… Начну с главного. Николай Гоголь - действительно украинский писатель. Скажу больше. Николай Васильевич Гоголь — первый украинский писатель. Скажу совсем много...

ХХХ

Їжачку понятно, что единственный виновник происходящего сегодня на Украине — Николай Васильевич Гоголь.

… впрочем, по порядку. О так называемом «российско-украинском конфликте», в ходе которого киевские инородцы, при поддержке и попустительстве московских, проводят уголовные «разборки» между собой, уничтожая русское население Малороссии, русскому трудно говорить без эмоций. Но я попробую. Именно для того ведь и дана нам великое утешение и наркотик - литература - чтобы мы могли, взойдя по ступеням этой башни из черного дерева, подняться до самых лазуревых небес и забыть о той мерзости, что творится сейчас на Земле. Отсюда, с высоты, людей почти не видно. Кто там копошится внизу? Не разглядеть... Да и не хочется смотреть вниз, когда на бледнеющем к ночи небе — вы видали украинское небо?.. нет, вы не видали украинское небо! — загораются звезды, жирные, словно пузяка моей кумы, шоб она ела на том свете только маковые пампушки да сердце москаля. Одна, две, три... и в считанные мгновения небо оборачивается решетом, полным светлячков. Украинское небо! Упокоение души моей... Скажу вам, паны и пани, что я многое повидал на вику своем, но николи не видывал я чуда такого, як вкраиньское неб... Шо? Чуити дымцу? То, знамо, малороссийский крестьянин зажег пук соломы, шобы трохи поднесты у хворосту да развести знатный костерец, над которым станут прыгать, оголяя ножки, белые словно малороссийская сметана, дивчины, да вокруг которого сядут кругом степенные, словно волы на украинской пашне, козак... Впрочем, нет. Пахнет керосином... Даже, я бы сказал, бензином... И дым черный, словно пластмасса плавится... Хм. Заглянем, читатель, в окно нашей башни, чтобы еще раз полюбоваться пейзажем Украины, привольной степью её, а заодно проверим, не пекут ли на выпасе картоху паруб... Граждане! Да что же это творится! Хулиганы обложили башню ветошью и поджигают. Что? Что они там кричат? Жги... колорада? Какого, помилуйте коло... Граждане украинцы! Прекратите хулиганить немедленно, или я вызову милицию!

ХХХ

Один из побочных эффектив малороссийской смуты, не заметный широкому кругу аудитории, но очень интересный для меня, как для литератора, это то, что я бы назвал приватизацией русской литературы новыми украинскими собственниками. Так, например, украинскими писателями провозглашаются авторы, писавшие на русском языке и не имевшие никакого отношения не то, что у Украине, но и даже к малороссийскому этносу. Доходит до абсурда. В украинские писатели записывают людей, относившихся к идее украинства не просто скептически, а брезгливо. Яркий пример — Михаил Афанасьевич Булгаков, парой строк выразивший всю глубину отвращения образованного русского человека к суржику, провинциализму и пещерному людоедству украинцев. Кто не помнит забавный диалог про кита и кота? А ведь это даже и не стихотворение, которое Булгаков сочинил, но впоследствии вырезал из финальной версии «Белой Гвардии» по настоянию советской цензуры. Слава Богу, оно сохранилось для нас стараниями Маргаретты Омаровны Чудаковой, исследовательницы творчества Булгакова. Вот это стихотворение, которое, в одном из черновиков романа, читает во время застолья Мышлаевский под дружный хохот присутствующих.

«Здоровеньки булы, кит
Кит коту говорит
Здоровеньки булы кит
Кот киту говорит
Если кот это кит
Если кит это кит
То, простите, кто же кот
Тот же кит наоборот?»

… Вернемся к вербовке — насильственной иногда — почивших авторов в украинцы. В принципе, сам процесс понятен. Это нормальная пост-советская приватизация т.е. юридическое оформление незаконно захваченной собственности, и в этом смысле «Украина» просто продолжение грабежа русских, начатого в 1917 году. Все просто: 300 млн человек корячатся на целинах и в гулагах, индустриализируя страну. Надо стараться, говорит охрана на вышках, ведь все общее. «На себя работаешь!». 70 лет спустя «все общее» делят на 300 миллионов частей, после чего эти части даром — все же общее! - захватывает тысяча человек. После движимого имущества — заводы, пароходы и пр. - у 300 миллионов отобрали землю («украина», «казахстан», «молдова»), а потом и самих себя (население этой снг-и, выписанное из русских). Сейчас наступил черед символических капиталов, в которые все еще, по инерции, входит литература. И это не так неважно, как кажется на первый взгляд! Легитимизация захвата всегда играла огромную роль в глазах захватчика. Так, Мехмет Завоеватель на скользких от крови мостовых Константинополя первым делом провозгласил себя императором Ромейской державы и велел найти и убить всех законных наследников Константина Мученика. К тому же, на Украине строится «национальное государство», а всякому государству в 20 веке нужен свой миф, как в XVII веке нужен был святой, в XV — чудотворная икона (беда украинцев лишь в том, что живем мы уже в 21 веке, чего на Украине не поняли).

В чем же причины, по которым в миф включают явных украинофобов, вроде того же Булгакова? Это ведь, предположит человек неискушенный - и будет прав — очень даже и неприятно тем же украинцам. Афанасьич тебе в харю плюнул, а ты его образ в новой церкви малюешь.

Тут мы вынуждены прибегнуть к помощи Николая Васильевича Гоголя и вспомнить народную мудрость, бережно выловленную им из моря родного малороссийского говора, музыкою звучавшего на ярмарках Украины и над золотыми жнивами ее. Проще говоря, к фольклору, выдуманному умниками вроде Гоголя.

Охота пуще неволи.

Как я уже говорил, если вы в Средние века строили монастырь, то вам нужны были для этого монастыря святой и икона. И одно дело известный, почитаемый святой, что славится своими чудесами, и на могилу которого потянутся паломники, и одно лишь имя которого даст новой церкви ореол святости и значимости... ну пусть будет Michel Boulgak, канонизированный на следующий после смерти день. А другое дело, какой-нибудь местный хулиган Базиль Номбрильёнко, которого еще помнят все подворотни и проститутки округи.

Талантливых украинских писателей 20 века, известных во всем мире, просто не существует. Вот и приходится, скрепя зубами, выдавать за них москалюк. Логика простая: ну да, Булгаков украинофоб, а для нас, украинцев он будет украинский писатель. Ну, да, кот. Но для нас, украинцев, будет кит.

… но в длинном ряду образов в дорогих окладах, вытащенных украинцами из чужого дома, сияет один не украденный, тот, на который они в самом деле имеют право. Николай Гоголь - действительно украинский писатель. Скажу больше. Николай Васильевич Гоголь — первый украинский писатель. Скажу совсем много.

Гоголь - создатель украинской нации.

ХХХ

С чего начинается личность? С осознания себя, и, значит, своего прошлого. «Я Вася, и я появился оттуда». С начинается нация? С истории. Что такое история? Это устное предание и письменный источник. Первое автора данного эссе не интересует, поскольку он человек хоть и слова, но слова написанного:-) Поговорим о втором. Никакого различия между литературой художественной и документальной до недавнего времени не делалось. Житие святого — для нас произведение явно художественное - для современников биография. Поэмы Гомера, в которых боги стреляют из лука по смертным, для греков Эллады - учебник не только языка, но и литературы. История Рима до 4 века до нашей эры — начала войн с Карфагеном - целиком и полностью, с нашей точки зрения, литература, написанная в 1-2 вв. до нашей эры. «История Города» для археологов, не больше чем «Властелин колец»... Причем писателей и рассказчиков винить нельзя. Когда вам в голову целят топором, это в самом деле — конец света и битва тысячелетия, пусть даже речь идет о драке трех пастухов из-за пяти коз. С течением времени ситуация обернулась зеркально, но люди — как верно отметил украиснкий писатель Михаил Булгаков:) - они как люди... остались прежними, хотя их испортил вопрос хаты. Для общественного сознания, - а также подсознания, и бессознательного:) - художественное произведение, написанное на историческую тему, И ЕСТЬ история. Любой поляк объяснит вам, что Сенкевич «это история как она была». Наверное, уже понятно, куда я клоню. Совершенно верно. «Тарас Бульба» как матрица украинского самосознания. И украинцам страшно повезло — причем и повезло и страшно; и повезло страшно:) - что историю (в форме литературного произведения) им написал такой выдающийся писатель, как Николай Гоголь. При этом им очень не повезло, потому что историю украинцам Гоголь написал в 19 веке, когда подлог, пусть даже бессознательный, происходил практически у всех на глазах. Родись гений, которому бы приспичило создать своего «Властелина малороссийского кольца» хотя бы в веке XVII... Все бы получилось!

Для тех, кому кажется, что я преувеличиваю, приведу небольшой пример.

… всеевропейский собор еретической катарской церкви в Сент-Феликсе в 1167 году стал общим местом современной историографии: якобы, в Прованс приехали катарские епископы со всей Европы и присутствовал "катарский Папа, Никита". Но единственный документ, который подтверждает это событие - "Charte de Nicétac" - якобы копия 1222 года с оригинального документа (акта синода катаров), найденная энтузиастом истории Окситании, который жил в XVII веке, Гийомом Бесс (Besse). Копия утеряна в XVII же веке. Как пишут французские источники document perdu s'il a jamais existé (утерянный - если он вообще когда-то существовал - документ). Ни один источник 13 века, включая таких эрудитов-хронистов эпохи как Жоффри из Аксера и Бенуа из Петерборо о "соборе» не упоминает. Между тем, речь идет об открытом синоде и "Папе" крупной еретической секты в центре Европы, что вызвало бы неизбежный мировой по тем масштабам скандал. В 21 веке во всех русскоязычных - и во множестве франкоязычных - источниках "собор Сент-Феликса" упоминается как что-то само разумеющееся и нечто действительно происходившее. Кем был Гийом Бесс? Гийом Бесс был малоизвестным писателем, чьи "следы теряются за 12 лет до его смерти". Грубо говоря, это окситанский Гоголь, не добившийся признания при жизни и по "Вечерам на хуторе близ Тулузы" которого мир сегодня учит историю Прованса и Франции...

Небольшое примечание. Окситания это вообще «французская Украина». И первое, что должна сделать сама Украина — и любой человек, который сочувствует делу Украины, для которого слова Гоголь, вышиванка, свобода, Майдан, Сенцов, не пустой звук - протянуть руку дружбы и помощи Окситании. Земля, ставшая частью северного соседа после 100-летнего геноцида и ряда голодоморов, чудесный южный край, в котором живут 15 млн человек со своим певучим, музыкальным языком с богатейшей литературой на этом языке, древнее государство с 3-вековой историей, народ, все 700 лет Францией притеснявшийся и чей язык преследовали еше при Де Голле, совершенно другой менталитет южан и другой набор хроносом - без финно-угорских битых ген, занесённых во Францию норманнами... страна - невольная житница Франции, которая кормит Париж... Окситания выстрадала свое право на возвращение независимости и заслуживает всяческой поддержки. Украинец, поддержи брата-провансальца! Бей и жги французяку! Кто не прыгает, тот с Ile-de-France!

ХХХ

Тем, кому все еще кажется, что я преувеличиваю, проведу аналогию с примером наисвежайшим. Речь идет о человеке, который выдумал целый малый народ не когда-нибудь, а в 20 веке. В эпоху СМИ, газет и кино. Кстати, и СМИ, и кино очень ему в этом помогли.

Я говорю об О Генри, человек, который сотворил мир ковбоев,

На всякий случай, широкоизвестные факты из биографии писателя. Этот человек видел корову только в газете, на иллюстрациях. Работал бухгалтером, проворовался, сел в тюрьму. Никогда не был на «Диком Западе», клерк. Страшно пил, по выходу из тюрьмы закрылся в доме, и продолжил пить и писать. Допился до цирроза печени, умер. Дикий Запад — как мы его знаем - это творение рук исключительно человека в нарукавниках (чтобы чернила рубашку не испачкали), под псевдонимом О Генри. Конечно, очень хорошо популяризированное Голливудом творение. Обычные «коровьи мальчики» были простыми пастухами, проводившими жизнь в бесконечных выгонах, загонах и перегонах скота. О Генри же создал - силой своего таланта — сказочный народ и оживил его. По сей день, благодаря этому грустному писателю, мы верим, что в полнолуние можно найти гошок с золотом, спрятанный эльф... ковбои носили революверы на поясе и устраивали дуэли на перекрестках городков Запада.

Николай Васильевич Гоголь — как и О Генри - создал народ пионеров и воинов из кучки хулиганов-босяков, живших в землянках. Гоголь написал им героический эпос, даже два. «Иллиаду» («Тараса Бульбу») и цикл связаных друг с другом историй о микрокосмосе этноса, «Одиссею» («Вечера на Хуторе близ Диканьки»).

После этого дети в Малороссии уселись за парты и стали скрипеть стилом по табличкам. Только вместо «муза, скажи мне о том многоопытном муже, который», дети стали писать:

Муза с гиляки слезай москаля мы туда вмиг посадим, или на нож или дубинкой по голове...

При этом, отличие между О Генри и Гоголем есть и оно очень велико.

Я скажу о нем чуть позже.

Сначала пару слов о языке, который в любом произведении первичен. Он важнее идеи, и сюжета, структуры и цели.

Язык и есть текст.

ХХХ

Когда вы создаете целый мир, то должны первым делом придумать его жителям язык. Гоголь, создавая свою Нарнию, даже разместил — присобачив, спародируем мы милую пародию Николая Васильевича — к «Вечерам на хуторе» целый словарь. Поскольку это вам не книгу писать, а дорабатывать детали — дело утомительное и скучное, вроде технической документации — хватило Гоголя ненадолго.

В результате получился такой «словарь»:

Зелененький - Зелененький
Барвиночку - Барвинок,
Ту́рчин—турок.
Цирю́льник—парикмахер.
Чумаковать — весть себя как чумак
Чумак — тот, кто чумакует
Колядовать — петь колядки
Жид — еврей
Бижить — бежит
Возок — возок
Кровавенькый — Кровавый
Дуля — шиш
Жинка — Жена
Наймычка — Нанятая работница
Перекупка — Торговка
Переполох — Испуг

… Понятно, что разница между речью в исполнении носителей есть всегда. Ни на одном языке мира не разговаривают одинаково. В Эльзасе французы употребляют массу немецких слов, французский Окситании изобилует испанскими и, собственно, окситанскими словами, франкоканадская речь полна англицизмов... То же касается и манеры произношения. Услышав впервые в жизни человека из Пермского края я, International Russian - так красиво армяне с RT зовут русских бродяг и бомжей, лишенных родины – первые пять минут приноравливался к совершенно иным интонации и ударениям. (москвичам тоже несладко пришлось:) Про поребрики и булки упоминать не стану, неловко. Как видим, даже в реальной жизни разница языка — между его носителями — есть и она зависит от множества факторов. Что уж говорить, если автор язык выдумывает, как Кэррол выдумал в своей «Алисе», замешивая словечки из английского с выдуманным им же самим эсперанто?

Менi мюмзик в хатi жить.
Ой, варкай ж мене iз дому,
Де хрюкотко грому, грому
Де грымюють уси дiвки,
Де злопасты парубки!
Да варкалось, да шорьки
Хливкие пырялись у наве,
Хрюкотали зазелюки,
Яу замюмзики у канави
Чи ни бачиш, вiн парнище?
На свiти Баргламота есть таких.
Сивуху пидобно Барабардае, хлище!
Но взял он мич, но взял он щит,
Воплит он словно кит!
Высоких полон дyм.
В Малороссию пyть его лежит
Под дерево Тyмтyм.
Он стал пид дириво и ждет,
И вдрyг граахнyл гром --
З Москвы слитаэ Бармаглот
И пылкает огнем!
Хоть чоловiкам не онеє,
Та коли жiнцi, бачиш, теє,
Так треба угодити...
Ува! Ува! И голова
Барабардаи с плеч.
О светозарный козак мой!
Ты победил в бою!
О малороссийский херой,
Хвалy тебе пою!
… Варкалось. Хливки козаки
Пырялись по наве,
И хрюкотали москальки,
Как мюмзик на мове!

Продолжение

PS. Если Вы прочитали это эссе, то можете заплатить за текст, переведя 4 доллара США на vlorch@gmail.com системой Paypal

Tags: Гоголь, Россия, Украина, литература, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments