Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

Categories:

"Плач Палача"

Роман "Палач" считается одним из самых слабых и неудачных текстов русского писателя Эдуарда Лимонова, чье значение признают даже его недоброжелатели. Между тем, эта книга - наряду с "Это я, Эдичка" и "Смерть Современных Героев" - один из лучших романов Лимонова, и, значит, один из лучших русских романов конца 20 века. Это настолько очевидно, и так бросается в глаза, что в это трудно поверить лишь потому, что воображение твоё, читатель, скованное, подобно мышцам закосневшим из-за неудобной позы, продиктованной смехотворными приличиями, не позволяет тебе принять реальность и насладиться сполна естественным удовольствием. Отринь же сомнения, раскрепости себя, доверься мне и последуй за мной. Видишь этот стано... стол? Сейчас ты будешь прикован к нему и, оказавшись в моей власти, насладишься сполна десятью ударами по своим прежним нелепым представлениям о "Палаче". Слышишь стук каблуков по цементному полу? Видишь диковинные приспособления на стенах и под потолком над балками грубого, необработанного дерева? Ты в царстве Палача. Смотри мне в гла... в текст внимательно. Считай удары. Для начала их будет десять. Если ты не произнесешь вслух, громко и отчетливо, число розог, которое я дам тебе, то получишь на одну больше. Как видишь, считать - в твоих интересах. Зови меня Мастер. Итак...

... Лимонов, будучи писателем, фотографически точен в деталях, и описывает окружающую его реальность и взаимоотношения частей этой реальности, их interactions - Нью-Йорк-Варшава, эмигранты-местные, женщины-мужчины, богатые-бедные, старые-молодые, умные-глупые, - удивительно скрупулезно, при этом совершенно не напрягаясь (это очень важно, не напрягаться, есть такой пост-советский литератор, Сенчин, и когда он говорит "мама мыла раму", то глаза у него - как у рожающей женщины). Одной фразы Лимонова достаточно, чтобы персонаж - фигурка из глины - ожил благодаря этой записочке, вложенной в рот, и задышал...

... Для человека советской и пост-советской традиции - я это сейчас говорю безо всяких иронии или сарказма, поскольку и сам к ней отношусь в силу места и времени рождения - роман «Палач» это фантастика чистой воды. Мужчина порет баб - во всех смыслах:) - а они ему за это покупают квартиры, машины, и дают много денег. «Да ладно, мужик, чё ты заливаешь». Для людей нашей целомудренной культуры — и в этом смысле советская традиция не пошла в противоречие с русской дореволюционной (редкий случай!) — это выглядит как нечто невозможное, искусственное, надуманное. «В жизни так не бывает». В то же время, это совершенно точная, абсолютная, и беспощадная реальность, в которой мы все нынче и живем, и Лимонов эту реальность лишь описывает, не добавляя от себя ни слова...

... Интересно, что никому из исследователей творчества Лимонова — да полноте, были ли у него исследователи? и есть ли в России вообще исследователи чего бы то ни было, если речь идет о литературе? - не приходила в голову простейшая мысль. Что, если рассмотреть первоначальную жизнь Лимонова за рубежом в рамках великого противостояния Европы и США?

... Какое отношение имеет к этому Лимонов? Во-первых, он писатель, а культурное противостояние — часть политического. Еще со времен Ришелье драматург в Европе это солдат Его (Её) Величества и своей страны. Во-вторых — и я недаром вспомнил Ришелье, - Эдуард Венеаминович сотрудничал с Direction générale de la Sécurité extérieure.
Да-да. Ну, конечно. Нет, ну что вы. Ей Богу. Ой, бросьте.

... Понятно, что из СССР Лимонова высылали служить Советскому Союзу еще дебилы из КГБ - напоминаю всем поклонникам «мученика Володи» (Высоцкого), что право выезжать из эссс-эры было привилегией и подарком, а не «изгнанием» - но так же понятно, что Эдуарда Венеаминовича перевербовали легко и играючи еще по пути, еще в транзитном терминале Вены. Уверен, артистичный, чувствительный и эмоциональный Савенко пошел на это с удовольствием — да и выбора не было — и с тех пор у него, человека талантливого и артистичного, появились ангелы-хранители. Вся карьера Лимонова вопиет об этом, и вся её «нелогичность» после возвращения в Россию, например, убирается вмиг, если понять, что человек приносил пользу Франции. Это для русских Лимонов поступал иногда странно и непоследовательно, это для русских он выглядел нерационально ("мужик приехал делать карьеру в России, а сам в губы сосется, он чё, выиграть выборы не хочет?"). А как сотрудник Direction générale de la Sécurité extérieure Лимонов был абсолютно последователен...

... Забавная и красноречивая деталь. В тексте еще один поляк, которому суждено стать убийцей Оскара, как европейским интеллектюэль — убийцами США в веке 21-м - поляк Яцек, переходит на «ты» в разговоре с миллионершей Габриэль, чем... вызывает неудовольствие её любовника. Но никаких «ты» и «вы» в английском языке, функциональном пиджн-языке, созданном на основе сотни германских слов, французского языка и латыни, не существует. Не для того английский придумывали. А вот на французском - vous et tu есть. И это значит, что отрывок, как и весь текст, писался сразу же с прицелом на французский перевод...

... Одна из причин, по которым я открыл для себя «Палача», как Маяковский Америку — закрыв, почистив, и снова открыв — заключается в собственном эмигрантском опыте. Поэтому я могу не предполагать, а судить, насколько точен...

"ПЛАЧ ПАЛАЧА". Эссе об одном из лучших русских романов 20 века.

https://www.patreon.com/posts/36846747
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments